Энергетический Сектор

Энергетический Сектор

После энергетического кризиса 1990-х гг., филиппинское правительство приняло решение реструктурировать и приватизировать эн...
Добро пожаловать!

Добро пожаловать!

Мы очень надеемся, что наш сайт поможет вам получить всю необходимую информацию о том, кто мы такие и ...
Новый «Азиатский Тигр»

Новый «Азиатский Тигр»

Восходящая звезда Азиатского региона Еще несколько десятилетий назад Филлипины отставала в эко...
Россия - Филиппины: Современные Отношения

Россия - Филиппины: Современные Отношения

Беспрецедентный прорыв в российско-филиппинских отношениях. Без сомнений, Юго-Восточная Азия является стратеги...
Торговые отношения

Торговые отношения

Отчёт о внешней торговле России с Филиппинами за 9 месяцев 2017 года: товарооборот, экспорт, импорт, струк...
Публикации о сотрудничестве
13/12/2016

Российский малый и средний бизнес: перспективы и возможности выхода на филиппинский рынок

Как показал ряд прошедших в этом году мероприятий по линии Россия и АСЕАН (Саммит Россия – АСЕАН, Сочи, 19-20 мая 2016 г.), обе стороны готовы к интеграции и углублению торгово-экономического сотрудничества. На 11-ом Восточноазиатском Саммите, который состоялся сентябре в Лаосе, министры экономики стран АСЕАН и России обсудили возможности проработки инвестиционных проектов, вопрос установления в будущем зон свободной торговли. Надо сказать, что успехи на данном направлении есть. Соглашение о Зоне Свободной Торговли между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам вступило в силу 5 октября 2016 г. В результате реализации данного соглашения продукция стран–участниц ЕЭС получает доступ на рынок Вьетнама, последний в свою очередь сможет торговать со странами ЕЭС на выгодной льготной основе. Что касается взаимодействия России с другими государствами АСЕАН, каковы перспективы развития торгово–экономических отношений, например, с Филиппинами?

На сегодняшний день правительства России и Филиппин рассматривают положительно предложение нового уровня развития двустороннего сотрудничества. Тем не менее, цифры, согласно которым можно оценить потенциал подобного взаимодействия по различным направлениям, по-прежнему скромны. В 2014 г. российские поставки на Филиппины сократились на 20%, %, что привело к падению товарооборота (1,44 млрд. долл. США). По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2014 году доля российского импорта с Филиппин сократилась по сравнению с 2013 годом и составила 378 432,7 млн. долл. США.

Несмотря на политическую стабильность и благоприятные условия для освоения иностранным капиталом, филиппинский рынок остаётся ограниченным для притока иностранных инвестиций. Невысоки показатели инвестиционной привлекательности – в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» в 2016 г. Филиппины заняли 103 место (97 в 2015 г.). Это связано также со слаборазвитой инфраструктурой, высоким уровнем коррупции.
В то же время, проблемой остается регулирование в области землепользования. Запрещена покупка земли, что на практике является определенным сдерживающим фактором для притока новых инвестиций. Несовершенна и громоздка система регистрации земельных участков, что приводит к частым спорам между хозяйствующими субъектами. По Конституции собственность на землю в стране запрещена, разработка полезных ископаемых – прерогатива государства. По Закону об аренде инвестором от 1994 г. иностранным компаниям разрешается аренда на 50 лет, с правом продления на 25, но не более 75 лет в сумме. При этом срок аренды зданий и сооружений не ограничен. В целом предусмотрено, что земля – собственность государства, за исключением случаев, когда она не относится к категории зарегистрированной, как частная собственность.

Одним из важнейших элементов инвестиционного климата на Филиппинах являются соглашения о защите инвестиций, которые имеются у страны с зарубежными партнёрами. Инвесторы в целом защищены от экспроприации, предусмотрена процедура справедливой и своевременной компенсации в случае изъятия активов. В настоящее время действует 35 двусторонних и 4 многосторонних соглашения, которые охватывают инвестиционные потоки из 40 стран мира.

Филиппинский рынок сегодня представляет огромный интерес для инвестиций малого и среднего бизнеса. Несмотря на ограничительную политику государства в области инвестиционной деятельности, организация коммерческой деятельности на Филиппинах является выгодной с точки зрения разработки новых сфер российско-филиппинского бизнес сотрудничества (лесопереработка, телекоммуникации, IT технологии, туризм).
В лесоперерабатывающей промышленности работает порядка 2,5 млн. филиппинцев, в основном это небольшие фермерские хозяйства. Однако опыт работы частных компаний, объединенных под эгидой Промышленных лесных плантаций, позволил освоить новые районы на юге Архипелага и наладить производство высококачественной древесины. Тем не менее, сказывается недостаток технологий по химико-механической обработке лесного материала, переработке древесины в различные виды целлюлозы.

Что касается телекоммуникаций, на Филиппинах существует серьезная проблема с зоной покрытия беспроводной высокоскоростной передачи данных (LTE). Крупные мобильные операторы Globe Telecom и Smart Communications обладают слаборазвитой инфраструктурой для организации широкой зоны покрытия LTE на Архипелаге. Вследствие этого соединение характеризуется низкой скоростью передачи данных (5 Мбит/сек). Российский опыт по использованию и строительству сетей LTE мог бы заинтересовать филиппинские компании.

Туризм является одной из наиболее процветающих отраслей филиппинской экономики (10% от ВВП). Филиппины – страна 7100 островов с уникальной, малоизученной туристами природой, богатой флорой и фауной. Филиппинское направление становится всё более популярным среди российских туроператоров.
Более того, по оценкам экспертов, система правовой защиты инвесторов на Филиппинах является наиболее развитой в АСЕАН. Правовая защита также обеспечивается через судебную систему. Физическим лицам любой национальности и юридическим лицам гарантирован доступ к судебной системе.

Филиппины могут представлять большой интерес для России. Необходимо расширение взаимодействия в экономической сфере на официальном уровне в двустороннем формате, а также по линии России–АСЕАН. Реалистичные перспективы лежат в области освоения российскими инвесторами области технологий (с\х, IT, развитие инфраструктуры), энергетики, туризма.


Статья: Голикова В.М., магистрант ИСАА МГУ